Солдаты неудачи удачно накрыли Голливуд матом
15.08.08 11:16
«Солдаты неудачи / Tropic Thunder» - долгожданный авторский проект одного из виднейших комиков современности Бена Стиллера, в котором он выступил и как сценарист, и как режиссёр, и как главный герой. Жёсткая и беспощадная пародия на современный Голливуд вышла на мировые экраны в четверг и может соревноваться по кассе с непотопляемым уже четыре недели подряд «Тёмным рыцарем».
Несколько актеров, костяк которых составляют (имена персонажей ничего не скажут, поэтому в данном случае лучше ограничиться именами самих актеров, исполнивших главные роли) Бен Стиллер, Роберт Дауни-мл. и Джек Блэк, высаживаются в самое сердце тьмы, где ещё лет двадцать назад шла ожесточенная война с вьетконгоновцами. Они снимают эпохальный фильм «на «Оскар». Однако, банкротство и творческий кризис, одолевший и артистов, и режиссера (Стив Куган), приводит к тому, что продюсеры придумывают новый способ съемки блокбастера, а именно: забросить актеров в самое сердце джунглей. Хотя создатели фильма напичкали всю лесополосу скрытыми видеокамерами, чтобы всё выходило как можно реалистичнее, план идёт наперекосяк с самого начала. Первым, кого бомба разносит на мясные кусочки, становится сам режиссёр, поэтому теперь актёры идут сквозь джунгли одни, но до конца фильма не понимают, что всё вокруг - не декорации, а взаправду.
В начале 90-х был такой документальный фильм «Сердца тьмы: Апокалипсис режиссёра». Его даже может знать российский зритель: когда Константин Эрнст был ещё простым ведущим программы «Матадор», он построил на основе этой документалки одну из своих передач, посвященную непростым годам из жизни Копполы, снимавшего свой многострадальный шедевр «Апокалипсис сегодня».
Бен Стиллер посягнул на святое. Взяв за основу вышеуказанный документальный фильм, он обсмеял всё и вся. «Всё и вся» в Голливуде – это неприкосновенный золотой фонд в виде того же «Апокалипсиса», «Взвода», «Охотника на оленей», «Цельнометаллической оболочки» и еще дюжины фильмов, снятых самыми высокочтимыми режиссерами на сакральную тему вьетнамской кампании и её последствиях.
Это ещё не всё. Он обсмеял так называемую политкорректность. Персонаж Дауни-мл., «самый оскарносный из всех присутствующих», настолько верит в систему Станиславского, что ради роли в фильме поменял цвет кожи и пытается быть «йоу своим, брат». За что терпит постоянные издёвки от настоящего негра Брендона Джексона, чьего персонажа, кстати, зовут Алпа Чино.
Это ещё не всё. Стиллер обсмеял актерский институт Голливуда как таковой. Две главных звезды проекта, сам Стиллер и Дауни, весь фильм «интеллигентно спорят», чья система подготовки к роли лучше. Ведя задушевные диалоги о преимуществе Blue-Ray дисков над HD-DVD и теории заговора, с ними связанной, они ревностно подкалывают друг друга. Видите ли, один из них не может заплакать в нужном месте, что является позором для профессионального актера.
Дауни учит Стиллера, что нельзя играть отсталого человека без надежды на исцеление. Приводит в пример Форреста Гампа, заканчивая свой монолог убийственной сентенцией: «Вот Шон Пенн сыграл в «Я, Сэм». Хороший фильм? Хороший. А почему Пенн не получил «Оскара»? Потому что он хоть и играл умственно отсталого, но умственно отсталого без надежды». И вообще, диалогов в фильме предостаточно, один смешнее другого; недаром сценарий писался чуть ли не 20 лет.
Издевательство достигает своего апогея, когда Стиллер, так и не получивший когда-то «Оскара» за казалось бы беспроигрышную роль слабоумного деревенщины, вдруг находит славу в тайском селе, где его берут под стражу местные жители. После этой неожиданной известности и получения прутикового «Оскара» он запирается у себя в камере и начинает говорить фразами полковника Курца (из «Апокалипсиса сегодня»).
Это ещё не всё. Персонаж Стиллера, участвовавший в благотворительной акции по спасению панд, о чём пишет каждый американский журнал, оказавшись в джунглях, первым делом случайно убивает панду, но чтобы не было заметно, свежует её, а голову надевает на себя, как шапку. В арсенале создателей фильма есть еще и изощренное насилие над тайским мальчиком, который перед тем, как принять жуткую смерть, изощренно поиздевается над самим Стиллером.
Это ещё не всё. Джек Блэк играет разжиревшую звезду комедий, настолько подсевшую на кокаин, что в один из моментов его приходится привязать к дереву. В этом эпизоде он выдаёт такой трёхминутный спич, не нуждающийся в переводе, что драматурги братья Пресняковы со своими жалкими вставками мата могут присесть отдохнуть. Наши прокатчики не подкачали: что произносит Джек Блэк, очень хорошо слышно и понятно. И вообще по количеству табуированной лексики «Солдаты неудачи», кажется, впереди планеты всей.
Это ещё не всё. Если не отворачиваться и не нагибаться часто за поп-корном, то можно в эпизодах рассмотреть Ника Нолта (тоже цитирующего полковника Курца) и Мэтью МакКонехи в роли агента актёра Стиллера (изначально вместо него должен был быть постоянный напарник Стиллера Оуэн Уилсон, но тот приболел). В начале фильма крутят фальшивые ролики фальшивых фильмов, но не в подражание Тарантино и Родригесу, а чтобы, допустим, показать Тоби Магуайера в роли средневекового монаха-гомосексуалиста. Также можно заметить Тайру Бэнкс, Алисию Сильверстоун, Йона Войта, Дженнифер Лав Хьюитт, Джейсона Бейтмана и…
…и это будет ещё не всё. В роли постоянно орущего жирного лысого подонка-продюсера – Том Круз, о чём можно догадаться где-то на середине фильма.
Кажется, всё. Потому что подробно перечислять то, почему «Солдаты неудачи» можно считать одним из самых смешных фильмов последнего времени, не хватит ни времени, ни сил. Остаётся только почесать затылок: кому этот фильм можно рекомендовать. Точно не женщинам: тема романтической любви не просто не раскрыта, там попросту нет ни одной женской роли. Точно не детям: слишком много наркотиков и мата. Мужчинам – точно можно порекомендовать, но неизвестно, насколько восприимчивы они окажутся в отношении синефильских шуток. Просто смешных гэгов там и так хватает, но если вы дочитали этот абзац до конца, то фильм для вас. Точно.