10000 лет до нашей эры / 10,000 B.C.
Режиссер Роланд Эммерих
В ролях Стивен Стрейт, Камилла Белль, Тим Барлоу, Омар Шариф, Клифф Кертис
США, Новая Зеландия, 2008
115 мин.
Сайт: www10000bc.ru
Сюжет
Доисторический блокбастер про то, как мамонты строили пирамиды. Роланда Эммериха из «Послезавтра» кинуло в позавчера — и получилось, честно говоря, не очень.
Рецензия
Петр Фаворов Специально для Афиши
За десять тысяч лет до нашей эры смелые охотники из племени ягалов, обладатели шикарных растаманских дредов, сидят на жесткой диете. Мамонты, которыми они раньше питались, уже десятилетиями не забредают в их долину. Беда не приходит одна: вскоре на их мирную первобытную стоянку совершают налет хорошо вооруженные всадники, подозрительно похожие на конный талибан. Пришельцы уводят в полон большую часть племени, в том числе и голубоглазую Эволет (Белль), возлюбленную молодого Д’Леха (Стрейт). Д’Лех отправляется по их следам. Преодолев все возможные климатические зоны от альпийских лугов до тропических болот, сразившись с нехорошими гигантскими страусами, но политкорректно вступив в союз с хорошим саблезубым тигром и многочисленными негритянскими племенами, он добирается до источника всех бед. В самой глубине пустыни некая протоегипетская цивилизация выходцев из Атлантиды строит гигантские протопирамиды, жестоко эксплуатируя при этом труд ягалов, негров и мамонтов.
Упрекать фильм Роланда Эммериха («Послезавтра», «День независимости») в исторических, палеонтологических и географических нестыковках — все равно что тыкать носом в учебник создателей мультфильма «Ледниковый период» (хотя саблезубая белка ровно в 10000 раз лучше саблезубого тигра). Но вот во всем остальном упрекать его не только можно, но и нужно. Почти пошагово повторив сюжет позапрошлогоднего «Апокалипсиса» Мела Гибсона, Эммерих как будто пытается его переплюнуть, с серьезным видом накачав исторической ахинеей и бесконечными цифровыми эффектами. Увы, единственное, что из этого вышло, — это серьезный вид, квинтэссенцией которого является закадровый голос (в оригинальной версии — Омара Шарифа!), невозмутимо произносящий тексты следующего содержания: «Великий белый дождь накрыл долину. Ледяным покрывалом накрыла сердце Д’Леха печаль». Все прочее здесь не вызывает вообще никаких эмоций, кроме умеренной неловкости за себя и соседей, тратящих два часа своей жизни на это действо. Дело в том, что у Гибсона каждый листок дрожал от настоящей кровавой ярости, а у Эммериха даже раненые мамонты больше похожи на чучела из Тимирязевского музея — чего уж тут говорить о таких тонкостях, как актерская игра, сценарная композиция и художественная достоверность. Всю эту кунсткамеру имеет смысл смотреть только ради эпического полотна «Вся правда о строительстве пирамид мамонтами» — но его вы, собственно, и так уже видели в трейлере.
wwwafisha.ru
10 000 лет до нашей эры
10,000 B.C.
драма, приключения
Мэтр зрелищного кино Роланд Эммерих, не снимавший со времен климатического блокбастера «Послезавтра», возвращается на экраны с приключенческой картиной «10000 лет до нашей эры» – историей о любви и героизме в декорациях ледникового периода.
Цифровые технологии давно уже позволяют создавать визуальные эффекты любой сложности, однако богатые на фактуру первобытные времена отчего-то до сих пор оставались для киношников терра инкогнита. После «Парка Юрского периода» (действие трилогии, впрочем, разворачивалось в наши дни) и триллера «И грянул гром» никто долго не решался взяться за живописную эпоху мамонтов и неандертальцев, хотя все дружно жаловались на кризис сценарных идей.
При желании, конечно, студиям можно придумать оправдание: затраты на создание компьютерного мира довольно высоки, а гарантий возвращения средств никаких. Но разве должно это беспокоить нас, зрителей, ратующих исключительно за яркие эмоции и необычные переживания? К счастью, Эммерих оказался с нами на одной стороне, и, потерпев неудачу с динозаврами в Нью-Йорке («Годзилла»), решил попытать счастья, копнув на двадцать тысяч лет назад.
Загонщик мамонтов Д’Ли находит в маленьком горном племени свою любовь – прекрасную Иволет. Но счастье охотника оказывается недолгим: враги нападают на селение, похищают девушку и уводят ее в рабство. Вместе с товарищами Д’Ли пускается в погоню. В каждой попадающейся героям деревне находятся желающие присоединиться к ним – маленькая группа разрастается до огромной армии, преследующей безжалостных агрессоров. Звезды приводят ее в колыбель могущественной цивилизации, возводящей в песках пирамиды и управляемой тираном. Здесь Д’Ли понимает, что судьба выбрала его не только для спасения Иволет, но и для того, чтобы принять участие в самой грандиозной битве на планете…
Горе тем, кто ждет от Эммериха документальной реконструкции событий каменного века – для режиссера, сделавшего себе имя «Днем независимости», во главе угла всегда стояла зрелищность. В фильме не будет никаких вымерших наречий в стиле Мела Гибсона, экран даст приют мамонтам, саблезубым тиграм и огромным плотоядным птицам, обитавшим некогда в Южной Африке. Воссозданием чудищ ведала Карен Гулекас, работавшая на «Пятом элементе», «Титанике» и «Человеке-пауке». Правда, ориентировалась она не на консультации палеонтологов, а на книжные иллюстрации, наблюдение за поведением кошачьих и телевизионные постановки типа «Прогулок с динозаврами». Потому и результат вышел соответствующим: вместе с вполне аутентичными существами в кадре разгуливают кошмарные создания, даже не пытающиеся скрыть своего компьютерного происхождения.
Во время съемок эпизодов, где в кадре одновременно находятся цифровые хищники и живые люди, пришлось идти на ухищрения. Саблезубого тигра, к примеру, подменяла вереница флажков, с помощью которых фиксировали траекторию движения зверя, а в сценах преследования Д’Ли птицами использовался посаженный на длинный шест муляж – чтобы дать актеру хотя бы приблизительное представление о росте и скорости противника.
Главные роли в фильме получили хорошо знакомые зрителю Камилла Бель и Стивен Стрэйт. Камилла, активно снимающаяся еще со времен «Ядовитого плюща 2» и появившаяся в прологе второй серии «Юрского периода» (помните милую девчушку с яхты, обнаружившую выводок забавных маленьких динозавриков?), свои пятнадцать минут славы урвала в хорроре «Когда звонит незнакомец». А Стивен Стрэйт памятен по ведущей партии в позапрошлогоднем мистическом триллере Ренни Харлина «Сделка с дьяволом». Для «10000 лет» ему пришлось обзавестись спутанными патлами и подкачать мышцы – как-никак, охотнику на мамонтов не пристало походить на школьника из Беверли-Хиллз.
Ролики фильма обещают незабываемое путешествие во тьму веков, и почему-то не возникает сомнений, что так оно и будет. Ведь кто, как не Роланд Эммерих умудрялся каждую свою ленту превращать в Событие. И если уж чахлая «Луна 44» не отпускала от экранов, то что говорить о блокбастере с бюджетом в $75 млн.
Денис Данилов wwwdosug.com
Детали
Сценарий фильма Роланд Эммерих написал вместе с Харальдом Клозером, соавтором своей следующей картины «2012» и… композитором по призванию. В послужном списке Клозера – «Тринадцатый этаж», «Послезавтра», первая часть «Чужого против Хищника» и еще четыре десятка телевизионных и видео-картин.